Мои триумфы, мои ошибки
Пишет Hius:
Для первых – возможность вспомнить свои детство и юность, свои сказки. Вернуться к «Долине папоротников», к «Мичману Флендри». Технически Аватар – это монументальный массив творческого переосмысления целой груды НФ и ряда фентези произведений. Здесь помимо названных выше, еще и драконьи наездники Перна, здесь и элементы «Неукротимой планеты» Гаррисона. И конечно же мальчишеская атрибутика в виде бравых вояк, техники, пушек, человекообразных роботов, которая щедро рассыпана в сотнях книг... Экзотика дальних миров, других планет, манящее чужое небо и буйная жизнь… Аватар махом оживляет все это, уже подзабывшееся и потускневшее за давностью лет, вытаскивает его из глубин памяти. И лично мне, тяготеющему к классике фантастики, особенно НФ - это очень по нраву. Я даже сказал себе: "Наконец-то!"
Для вторых – чудесный способ получить все это одним блюдом. И понести по жизни цельной картиной.
Основная фабула фильма стоит на двух столпах…
Это неизбывное чувство вины цивилизованного западного человека за уничтоженные цивилизации и народы Земли, особенно - Америк. За миры, разрушенные ради насущных потребностей и даже просто наживы. Предостережение и укор людям настоящим и будущим.
Это тоска западного человека по миру древнему, прекрасному и простому, духовно богатому своими природными легко понятными ценностями и эмоциями и готовому принять его в свои может и безжалостные, но в то же время теплые и бесхитростные объятья… да и чего уж там – просто тоска по миру, который будет рад ему и который будет ему родным. Миру далекому от безжалостного безразличия, бессмысленной суеты и алчной хищности мира современного.
Отдельной нитью сквозь фильм проходит сатирический посыл, выглядывающий отдельными эпизодами и фразами, отсылки к нашей теперешней действительности и совсем недавнему прошлому.
Лица картины – это друзья и враги.
Новая родня, друзья – на’ви в основном списаны с американских индейцев, что читается в их стилистике, позже появляются другие народы, несущие на себе следы иных примитивных культур. Для большей визуальной приятности им придан внешний вид изящных кошкообразных хищников (и тут нам радостно машет мичман Флэндри). Сильные, смелые, храбрые, благородные, хозяева этого мира, живущие в гармонии с ним. То, какими страстно желают быть многие люди… Немного ниже я к ним еще вернусь.
Доктор Грейс Августин, героиня нашей дорогой Сигурни Уивер – классический образчик ученого, исследователя и гуманиста. Всё то лучшее, что рождала эта часть мира людей. Она изучает новый мир, она пытается добиться расположения на’ви, понять сложную паутину взаимосвязей всего со всем на Пандоре… И она старается сделать присутствие людей полезным для аборигенов. Увы, не все в её власти. Но она старается, искренне и до конца. И, не напрасно. А в самом конце её ждет нечто…
Лица врага - в них отражены образы всего того безжалостно-разрушительного для беззащитных первобытных миров, что только рождал мир белого человека. Они – такие же архетипы, как и аборигены Пандоры.
Полковник Кворич. Салдафон. Он тренирован и силён. Упорен. Он холоден и расчетлив. Он решителен, безжалостен, последователен. Он не знает сомнений. В принципе – он честен. В принципе – лишен бессмысленной жестокости. Он просто делает то что должен, свою работу. Делает её усердно и хорошо. Так, как умеет, так, как его учили. Военные силы людей в фильме – его продолжение, он – их лицо. "Сейчас быстро делаем дело и домой, на базу. Вечером всех угощаю." По своему – он даже… прекрасен. Он – образ того самого белого западного завоевателя. Со шрамами, от знакомства с дикими зверями, слоновьим ружьем, в пробковом шлеме. И оружие в его кобуре – не просто оружие, но символ. Вырванный из контекста, сам по себе - он вызывает уважение. Солдат – защитник и покоритель, на службе у…
…капитала. Капитал – другое лицо. Заметьте, на Пандоре нет большой Земли. Есть частный капитал. Как и в "Чужих"... параллели неизбежны. И многое творится без согласования с Метрополией. Которая представлена в кино примерно так же, как в «9 округе». Капитал – алчный хищник, озабочен одним – сохранением нормы прибыли. Новыми прибылями. Сверхприбылями. Можно обойтись без крови – чудесно, нам нужен хороший пиар. Не удается выменять землю аборигенов на бусы и огненную воду? Ну что же, это проблемы индейцев. Важно то, что мы пришли за тем, что нам нужно. Для прибыли. И получим то, за чем пришли.
Мир Пандоры – просто прекрасен. Просто. Прекрасен. Его можно бесконечно описывать словами. Но лучше – просто увидеть. От некоторых сцен по настоящему захватывает дух, а сознание наполняется каким-то детским восторгом. Восторгом тех самых оживающих в памяти картин и сцен из множества книг, прочитанных много лет назад.
От некоторых сцен ты ощущаешь, как глаза начинает щипать, как перехватывает дыхание…
Такой он, мир Пандоры. Такие его лики.
URL комментария
23.12.2009 в 15:25
У далеких Толиманов не летал я никогда…
(Сказка для современных взрослых и невзрослых детей)
(Сказка для современных взрослых и невзрослых детей)
Для первых – возможность вспомнить свои детство и юность, свои сказки. Вернуться к «Долине папоротников», к «Мичману Флендри». Технически Аватар – это монументальный массив творческого переосмысления целой груды НФ и ряда фентези произведений. Здесь помимо названных выше, еще и драконьи наездники Перна, здесь и элементы «Неукротимой планеты» Гаррисона. И конечно же мальчишеская атрибутика в виде бравых вояк, техники, пушек, человекообразных роботов, которая щедро рассыпана в сотнях книг... Экзотика дальних миров, других планет, манящее чужое небо и буйная жизнь… Аватар махом оживляет все это, уже подзабывшееся и потускневшее за давностью лет, вытаскивает его из глубин памяти. И лично мне, тяготеющему к классике фантастики, особенно НФ - это очень по нраву. Я даже сказал себе: "Наконец-то!"

Для вторых – чудесный способ получить все это одним блюдом. И понести по жизни цельной картиной.
Основная фабула фильма стоит на двух столпах…
Это неизбывное чувство вины цивилизованного западного человека за уничтоженные цивилизации и народы Земли, особенно - Америк. За миры, разрушенные ради насущных потребностей и даже просто наживы. Предостережение и укор людям настоящим и будущим.
Это тоска западного человека по миру древнему, прекрасному и простому, духовно богатому своими природными легко понятными ценностями и эмоциями и готовому принять его в свои может и безжалостные, но в то же время теплые и бесхитростные объятья… да и чего уж там – просто тоска по миру, который будет рад ему и который будет ему родным. Миру далекому от безжалостного безразличия, бессмысленной суеты и алчной хищности мира современного.
Отдельной нитью сквозь фильм проходит сатирический посыл, выглядывающий отдельными эпизодами и фразами, отсылки к нашей теперешней действительности и совсем недавнему прошлому.
Лица картины – это друзья и враги.
Новая родня, друзья – на’ви в основном списаны с американских индейцев, что читается в их стилистике, позже появляются другие народы, несущие на себе следы иных примитивных культур. Для большей визуальной приятности им придан внешний вид изящных кошкообразных хищников (и тут нам радостно машет мичман Флэндри). Сильные, смелые, храбрые, благородные, хозяева этого мира, живущие в гармонии с ним. То, какими страстно желают быть многие люди… Немного ниже я к ним еще вернусь.
Доктор Грейс Августин, героиня нашей дорогой Сигурни Уивер – классический образчик ученого, исследователя и гуманиста. Всё то лучшее, что рождала эта часть мира людей. Она изучает новый мир, она пытается добиться расположения на’ви, понять сложную паутину взаимосвязей всего со всем на Пандоре… И она старается сделать присутствие людей полезным для аборигенов. Увы, не все в её власти. Но она старается, искренне и до конца. И, не напрасно. А в самом конце её ждет нечто…
Лица врага - в них отражены образы всего того безжалостно-разрушительного для беззащитных первобытных миров, что только рождал мир белого человека. Они – такие же архетипы, как и аборигены Пандоры.
Полковник Кворич. Салдафон. Он тренирован и силён. Упорен. Он холоден и расчетлив. Он решителен, безжалостен, последователен. Он не знает сомнений. В принципе – он честен. В принципе – лишен бессмысленной жестокости. Он просто делает то что должен, свою работу. Делает её усердно и хорошо. Так, как умеет, так, как его учили. Военные силы людей в фильме – его продолжение, он – их лицо. "Сейчас быстро делаем дело и домой, на базу. Вечером всех угощаю." По своему – он даже… прекрасен. Он – образ того самого белого западного завоевателя. Со шрамами, от знакомства с дикими зверями, слоновьим ружьем, в пробковом шлеме. И оружие в его кобуре – не просто оружие, но символ. Вырванный из контекста, сам по себе - он вызывает уважение. Солдат – защитник и покоритель, на службе у…
…капитала. Капитал – другое лицо. Заметьте, на Пандоре нет большой Земли. Есть частный капитал. Как и в "Чужих"... параллели неизбежны. И многое творится без согласования с Метрополией. Которая представлена в кино примерно так же, как в «9 округе». Капитал – алчный хищник, озабочен одним – сохранением нормы прибыли. Новыми прибылями. Сверхприбылями. Можно обойтись без крови – чудесно, нам нужен хороший пиар. Не удается выменять землю аборигенов на бусы и огненную воду? Ну что же, это проблемы индейцев. Важно то, что мы пришли за тем, что нам нужно. Для прибыли. И получим то, за чем пришли.
Мир Пандоры – просто прекрасен. Просто. Прекрасен. Его можно бесконечно описывать словами. Но лучше – просто увидеть. От некоторых сцен по настоящему захватывает дух, а сознание наполняется каким-то детским восторгом. Восторгом тех самых оживающих в памяти картин и сцен из множества книг, прочитанных много лет назад.
От некоторых сцен ты ощущаешь, как глаза начинает щипать, как перехватывает дыхание…
Такой он, мир Пандоры. Такие его лики.